Тайцзицюань

      «Ле, Защита Разбойников, стрелял на глазах у Темнеющего Ока: натянул тетиву до отказа, поставил на предплечье кубок с водой и принялся целиться. Пустил одну стрелу, за ней другую и третью, пока первая была еще в полете. И все время оставался неподвижным, подобным статуе.
— Это мастерство при стрельбе, но не мастерство без стрельбы, — сказал Темнеющее Око. — А смог бы ты стрелять, если бы взошел со мной на высокую гору и встал на камень, висящий над пропастью глубиной в сотню жэней?
      И тут Темнеющее Око взошел на высокую гору, встал на камень, висящий над пропастью глубиной в сотню жэней, отступил назад до тех пор, пока его ступни до половины не оказались в воздухе, и знаком подозвал к себе Защиту Разбойников. Но тот лег лицом на землю, обливаясь потом с головы до пят.
      — У настоящего человека, — сказал Темнеющее Око, — душевное состояние не меняется, глядит ли он вверх в синее небо, проникает ли вниз к Желтым источникам, странствует ли ко всем восьми полюсам. Тебе же ныне хочется зажмуриться от страха. Опасность в тебе самом!.»

Речь в этой статье пойдет не о принципах и методах Тайцзицюань. Здесь будет немного рассказано о его истории и о выдающихся мастерах.

       Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела».
Популярно в Китае и за его пределами как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
Входит в так называемую систему «нэйцзя» (внутренняя семья) стилей ушу (кроме тайзицюань - багуа чжан, синьицюань и некоторые другие) в отличии от «вайцзя» (внешняя семья) (шаолиньское направление и многие другие).

      История возникновения тайцзицюань — спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению различных, не слишком правильных, а порой и полностью ошибочных интерпретаций.
      Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.
Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзицюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн.

      Согласно современным исследованиям первые упоминания о боевых техниках, подобных Тайцзицюань связываются с даосом Сюй Сюаньпином (618—907 гг. н. э., династия Тан), приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм («Хлыст», «Играть на пипа» и т. д.). Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов - отшельников. Называли эти техники по-разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в «Классическом тексте по тайцзицюань» Чжан Саньфэн (960—1279 гг. н. э., династия Сун).



      Существует множество историй и легенд о том, как Чжан Саньфэн создал тайцзицюань.  Одна из них рассказывает: однажды, прогуливаясь в горах Уданшань, Чжан Саньфэн внезапно заметил, что птица (в некоторых вариантах – ворона) нападает на змею. Птица стремительно наскакивала на змею, стремясь острым клювом попасть ей в голову, а хитрая рептилия сочетала плавные движения со стремительными уходами в стороны. Мягкое побеждает твердое! Для Чжан Саньфэна, погруженного в раздумья о путях достижения долголетия и сочетания этой системы с приемами кулачного боя, такая сцена стала настоящей подсказкой. За основу новой школы он взял сочетания плавных и быстрых движений (именно такой характер носит школа Чэнь – первый из стилей тайцзицюань).
      По общепринятой народной версии, патриарх родился в девятый день четвёртой луны 1247 года (этот день по всему миру отмечают как день рождения Тайцзицюань) и прожил, по преданию, более 200 лет. Таким образом выходило что он был жив и преподавал свое искусство ещё в начале династии Мин (1368-1644 гг. н. э.) А, к примеру, ученый из Хэнани Ван Янлин упоминает о встрече с удивительным даосом в 1723 г!. Столь долгий срок жизни наводил современников на мысль, что учитель достиг настоящего бессмертия.
      Согласно «Истории династии Мин», Чжан Саньфэн происходил из округа Ичжоу провинции Ляодун и получил прозвище «Совершенный муж» (Цзюньши – верх образованности) . Было у него и другое прозвище – Чжан Неряшливый, так как даос воплощал собой классический образ юродивого. «Телом был огромен. Формой напоминал черепаху, спину же имел как у журавля. У него были огромные уши, круглые глаза, а усы и борода топорщились как трезубцы. От холода его защищала лишь монашеская ряса да накидка из травы» По видимому, в молодости Чжан Саньфэн отдал должное карьере государственного чиновника. В 1260 г. (в возрасте 13 лет) на экзаменах он получил почетный титул «маоцай» – «цветущий талант». Вскоре он прославился в столице своим литературным дарованием и даже был назначен уездным главой в Чжуншань. Рассказывают, что в моменты отдыха он посещал даосские монастыри, в том числе и те, где проповедовались алхимические принципы Гэ Хуна, и весьма заинтересовался мистикой даосизма. Впоследствии с семью учениками поселился в горах Уданшань, построив хижину из травы. И основные события его невероятно долгой жизни связанны именно с этим священным местом.
      Все было бы хорошо, только дотошные историки боевых искусств считают сведения о том каким образом и по какой линии ученичества и приемственности Тайцзицюань Чжан Саньфена передавался из поколения в поколение слишком туманной и шаткой.
      Гораздо более проверенной можно считать версию знаменитого семейства Чэнь.
Родиной Тайцзицюань они считают свое «родовое гнездо» - деревню Чэньцзягоу (буквально Овраг семьи Чэнь), расположенную в уезде Вэньсянь провинции Хэнань. Здесь Чэни жили покрайней мере с начала династии Мин. Их переселил туда из соседней провинции Шанси первый император этой династии Чжу Юаньчжан. В начальный период после переселения клан Чэней сконцентрировался на восстановлении своей семьи. Чтобы защитить себя на новой территории, они практиковали боевое искусство в свободное время от занятия сельским хозяйством. До 1754 года не велось точных записей истории семьи Чэнь. Так как был промежуток в 400 лет между массовым переселением и временем, когда они начали вести записи, некоторая важная информация была утеряна. Записи по боевому искусству начали делать только с 9-го поколения, во времена Чэнь Вантина.(1600-1680 гг. н.э)



      До 9-го поколения семьи Чэнь, времени Чэнь Вантина, Тайцзицюань не был известен. Однако, тогда его не называли Тайцзицюань. Это боевое искусство просто называли Кулачный метод.
      Известно что в самом конце эпохи Мин Чэнь Вантин был предводителем народного ополчения, целью которого было наводить порядок в Хэнани и Шаньдуне. Однажды он вступил в схватку с предводителем разбойников  и действовал с такой мощью, что тот, не выдержав боя, бежал с такой скоростью, что его невозможно было догнать и на лошади.
      Когда династия Мин пала, и началось правление династии Цин, Чэнь Вантин вернулся в деревню Чэней и создал свои боевые формы. Наиболее известным в то время генералом был Ци Цзигуан, написавший книгу «32 боевых движения». Чэнь Вантин тогда использовал её как основу, на которой он развил свои собственные боевые формы, ставшие позже Тайцзицюань.
Наиболее известным потомком Чэнь Вантина был Чэнь Чансин (1771-1853) представитель 14-го поколения семьи Чэнь.



      С детства он изучал боевое искусство у своего отца. Работал профессиональным телохранителем и охранником, был величайшим мастером своей эпохи. Написал несколько книг о Тайцзицюань: «Рассуждения о десяти больших требованиях к Тайцзицюань», «Требования к практике боя в Тайцзицюань» и «Сочинение о бое в Тайцзицюань». Чэнь Чансин объединил семь комплексов Тайцзицюань, разработанных Чэнь Вантином, и создал из них два комплекса, которые мы сегодня называем первой и второй частью Лао-цзя (Лао-цзя и-лу, Лао-цзя эр-лу). В последствии первая часть Лао-цзя послужила основой для возникших позднее стилей Ян, Сунь, У и др.
      Однажды Чансин и двое его братьев собирали в лесу коренья и травы. Тут же неподалеку охотился маньчжурский князь. Его свита на всем скаку столкнулась с маленькой группой Чэней. Всадники осадили лошадей. Дичь разбежалась, и в неудачной охоте сразу обвинили «неотесанных деревенщин» коими Чэни и выглядели. Разъяренные вельможи спешились и обнажив оружие хотели изрубить наглецов. Братья поспешно отступили на близлежащий холм и спрятались там в ложбине. Ленивые маньчжуры не захотели лезть за ними наверх. Они отдали приказ лучникам и те осыпали Чэней градом стрел. Велико было их удивление когда посланный подтвердить гибель крестьян слуга слетел с холма кубарем вниз. А тройка братьев целая и невредимая появилась на вершине холма. Ни одна из стрел не поразила их, одетых в обыкновенные деревенские одежды. От одних они увернулись, а другие отбили, используя корзины для трав. Маньчжуры поняли, что перед ними не простые крестьяне, а настоящие мастера кунфу. Их предводитель – маньчжурский князь считал себя экспертом в боевых искусствах. Он разрешил братьям спуститься вниз и вызвал Чэнь Чансина на поединок. После нескольких мгновений схватки стало ясно, что Чансин превосходит маньчжура в боевом умении, но увидев нарастающий от поражения гнев князя, поспешил сдаться. Князь тогда отпустил братьев, но пообещал назначить новый поединок. Но события и время не давали возможности им сойтись в бою еще раз. Эту задачу смог выполнить через несколько лет ученик Чень Чансина - Ян Лучань.


      Ян Лу Чань происходил из обедневшей семьи из уезда Юннянь, провинции Хэбэй. Его предки были крестьянами. Сам он был низкорослым и худым, но души не чаял в боевых искусствах. Сначала он изучал комплекс жесткого шаолиньского стиля из тридцати трех движений. Ему не было еще двадцати лет, когда он услышал от своего наставника о искусстве семьи Чэней. Юноша отправился к ним в надежде быть принятым в ученики. Чэни считали своё боевое искусство фамильным Сокровищем и Яна ожидал отказ. Но благодаря хлопотам одного из членов семейства Ченей знавших Лучаня с детства его оставили в деревне Ченьцзягоу в качестве слуги.
      Однажды он увидел как Чэнь Чансин проводил урок по тайцзицюань. Помня о том, что ему отказали в обучении, он не стал выдавать своего присутствия и абсолютно бесшумно и незаметно наблюдал за тренировкой, а на следующий день вернулся под окно в то же время. В свободное время он тренировал те приемы, которые ему удалось подглядеть Несколько лет он тайно наблюдал за тренировками упорно тренируясь и ему представился случай проявить себя. По одной версии он одолел в поединке одного из лучших учеников семейства Чэней. По другой он победил пришлого мастера, которого не могли одолеть Чэни, а глава школы Чэнь Чаньсин в то время как назло был сильно болен. После этих событий Чэни стали таки явно обучать Яна Лучаня своему искусству. Всего он обучался у Чэней 7 лет. Отстояв честь учителя Чансина в поединке со знатным маньчжуром Лучань вернулся в родной уезд где открыл свою школу. Сильный характер Яна требовал постоянных состязаний с другими бойцами. Он много путешествовал по всему Китаю и постоянно совершенствовал свое мастерство в дружеских схватках с мастерами разных стилей. Услышав о каком-нибудь выдающемся бойце он разыскивал его и вызывал на поединок. Используя технику тайцзицюань, он неизменно побеждал во всех боях, и при этом никому не причинил серьезного вреда. Вскоре у него появилось почетное прозвище Ян Ути ("ути" дословно означает "не имеющий соперников"") или Hепобедимый Ян. Он часто побеждал и бросал наземь противников, весивших вдвое больше него. Hикто не знал, откуда берется его сила. По его виду нельзя было подумать, что он боец.
Ян Лучань стал легендарной личностью еще при жизни. О нем сохранилось множество историй. Вот некоторые из них.

Удивительное искусство

- Богач по имени Чжан, живший в Пекине, любил боевые искусства и всегда ходил с многочисленной свитой из бойцов. Прослышав о победах Яна, он пригласил его в гости. Hо увидев перед собой неказистого человека, Чжан разочарованно хмыкнул и равнодушно угостил его весьма скромным обедом. Ян сделал вид, что не заметил, как с ним обошлись, и сидел с благостным видом. Чжан грубо обратился к нему:
- Я слыхал о вашем почтенном имени и о пресловутой мягкости тайцзицюань. Только мне никак не верится, что вы побеждаете великих бойцов!
- Есть три типа людей которых я не могу победить, - быстро ответил Ян.
- Это каких же? - заинтересовался Чжан.
- Сделанных из меди, железа и дерева. Остальных я могу победить.
- В моей свите тридцать человек, - сказал Чжан, - Лю - самый сильный из них. Hе хотите ли помериться с ним силой?
- Конечно, хочу.
Послали за Лю. Предание гласит, что он выглядел, как разъяренный тигр и "ворвавшись, произвел порыв ветра". Когда Лю приблизился к Яну, тот "послал его в пустоту" своей правой рукой и мягко подтолкнул левой. И неожиданно здоровяк отлетел в сторону, словно бумажный змей, у которого оборвалась веревка. Чжан захлопал в ладоши и со смехом сказал: "А ведь тайцзи и впрямь удивительное искусство". Он тотчас приказал слуге подать роскошнейший обед и с той минуты обращался к Яну не иначе как "Великий Мастер".
Ян был и мастером копья. Он мог изящно поднимать легкие предметы касанием кончика копья, используя свою "липкую энергию". Если случался пожар, он обрушивал стену при помощи копья, чтобы не дать огню разгореться. Он посылал стрелы не из лука, а просто бросал руками, и неизменно попадал в цель.
В городе Гуанпине Ян затеял состязание на городской стене. Его противник отступил к краю стены и, потеряв равновесие, начал падать вниз. В этот критический момент Ян прыгнул, покрыв около пяти чи, и успле схватить противника за ступню, чем спас ему жизнь.
Его ловкость проявлялась и в мирных ситуациях. Дождливым днем Ян сидел в комнате, когда его дочь поднималась на крыльцо с медным тазом в руках. Открывая дверь она подскользнулась. Ян вылетел из дома и подхватил ее так быстро, что даже воды не расплескал.


      Благодаря поддержке своих друзей Ян Лучань вскоре поселился в Пекине, где начал преподавать тайцзицюань и участвовать в состязаниях. Победы над сильными соперниками принесли ему успех и возможность стать придворным преподавателем. Поскольку его учениками были представители изнеженной аристократии, то в некоторые сложные движения были внесены изменения, и они cтали мягкими, плавными и более простыми в исполнении. Для Яна сохранение здоровья посредством занятий тайцзицюань, обретение чистоты духа приобретают не менее важное значение, чем боевой аспект. Более того, сам будучи прекрасным бойцом, Ян практически не преподает боевое применение стиля. За счет изменения формы выброса усилия все движения приобретают плавность и медлительность, уменьшается количество ударов ногами, практически исключаются прыжки. Искусство поединка он передал только сыновьям. В то время тайцзицюань называли "хуацюань" (нейтрализующий кулак) или "мяньцюань" (мягкий кулак), поскольку он превращал оборону в наступление и был мягким, как хлопок (мянь). 

      В наше время стиль Ян распадается на десятки направлений. Комплексы на его основе используются в оздоровительных и спортивно-оздоровительных в государственных образовательных программах КНР.
Сегодня традиции стиля Чэнь продолжают потомки семьи в 19 поколении. Это Чэнь Юй род. 1962г. и Чэнь Сяован родившийся в 1947 году.




      Они яляются двоюродными братьями, но представляют разные ветви Тайцзицюань семьи Чэнь.
На данный момент Международная федерация ушу IWUF использует в качестве стандартов по изучению Тайцзицюань стиля Чэнь искусство, которое практикует мастер Чэнь Сяован.