Теоретические основы тренировки.
Многие приемы боевых искусств сохранились еще с древних времен, т.е. каждый прием – это передача многолетнего исторического опыта, знаний в области единоборств, методики обучения и.т.п. Поэтому мы говорим, что единоборства это обмен этими знаниями, в них побеждает тот, кто лучше знает прием, кто правильнее умеет проводить его, кто больше тренировался.
При подготовке единоборца применяется система физических упражнений, организуемых на учебно-тренировочных занятиях. Тренировка – это процесс физического воспитания, направленный на достижение спортивных результатов.
Задачами тренировки является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие, формирование необходимых умений, закрепление и совершенствование навыков избранного вида единоборства, воспитание морально -волевых качеств, приобретении знаний о боевых искусствах.
Структура занятий.
Все учебно-тренировочные и самостоятельные тренировочные занятия имеют сходную структуру и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть – разминка, имеет целью разогреть организм, подготовить опорно-двигательный аппарат и внутренние органы к предстоящей работе.
Важной особенностью разминки в боевых искусствах является правильное дыхание и полная концентрация.
Основная часть отводиться на изучение или совершенствование техники, а также развитию двигательных качеств занимающихся. Её содержание зависит от периода тренировок, подготовленности спортсмена и других условий.
Заключительная часть тренировки используется для переключения от работы к отдыху.
Это создание условий для ускоренного протекания восстановительных процессов.
Тренировочные методы.
Основной методический арсенал тренировки составляет система методов строго регламентированного упражнения. Эта обширная группа методов включает многие разновидности, в частности:
- методы расчлененно-конструктивного упражнения и методы целостного упражнения (техническая подготовка);
- методы избирательно направленного упражнения и методы генерализованного (с общим воздействием на комплекс способностей спортсмена) упражнения (физическая подготовка);
- методы различаются также по признакам стандартности или вариативности связанных с ними воздействий, их прерывности или непрерывности:
Одним из таких методов можно считать повторный метод, который характеризуется повторением одних и тех же движений или связок несколько раз с интервалами для отдыха. При этом необходимо стабильно сохранять качество движений и скорость.
Количество и время выполнения упражнений зависят от задач тренировки, особенностей тренировки гликолитических и окислительных мышечных волокон, функционального состояния спортсмена, характеристик объема и интенсивности нагрузки и других условий.
Круговой метод – поочередное выполнение различных упражнений, подобранных и объединенных в единую схему. Для каждого упражнения определяется место, таких мест может быть 8-10. На каждом из них спортсмен выполняет одно из упражнений.
Вариационный (переменный) метод основан на изменении основных характеристик и параметров базовых упражнений и комплексов. Примером может быть тренировка базовых стоек в более медленном темпе, тренировка прыжков и передвижений на песке, тренировка с более тяжелым оружием и.т.п. Этот метод характеризуется непрерывной работой с меняющейся интенсивностью.
Примером такой тренировки может быть сначала отработка удара медленно, акцентируя внимание на траекторию движения, далее с большой скоростью, затем с выбросом силы и динамическим напряжением.
Также к этой группе относятся метод непрерывного упражнения.
Игровой метод позволяет тренировать такие качества и способности единоборца как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность, вариативность. Эффективность метода объясняется высоким эмоциональным фоном, которым сопровождается участие в играх.
Соревновательный метод – выполнение комплексов или поединков в условиях близких к соревнованиям.
Кроме названных в процессе спортивной тренировки и в тесной связи с ней используются многие другие средства и методы. Это прежде всего общепедагогические (методы словесного и наглядного объяснения, методы побуждения, убеждения, приучения и.т.п.)
Объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
Общая величина нагрузок производна от ее объема и интенсивности. В самом широком смысле объем нагрузки относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы. Понятие интенсивность нагрузки связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени. Важной особенностью тренировок является правильная комбинация этих параметров. Обычно это сочетание объема и интенсивности, которое характеризуется обратнопропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки тем меньше интенсивность, и наоборот. Нагрузки с предельно возможными параметрами объема и интенсивности применяются значительно не часто. Правильное использование этих параметров это отличный инструмент в руках тренера, который поможет избежать переутомления и перетренированности спортсмена.
Тренировка технических действий.
Когда мы говорим о выполнении двигательного действия, то всегда упоминаем понятие «техника». Под техникой понимается наиболее эффективный способ выполнения действия или, еще говорят, рациональное выполнение.
Техника двигательного действия есть результат поиска, анализа, проверки на практике способов его выполнения мастерами. Рациональность техники оценивают по ее параметрам (динамическим, кинематическим, временным, скоростным и.т.д.), но в единоборствах решение двигательной задачи зависит от реакции спортсмена, выбора необходимого действия, точности, оценки двигательной ситуации.
Тактическая подготовка.
Прием – это техническое действие, с помощью которого добиваются победы. Использование отдельных приемов в единоборствах не всегда оказывается эффективным, так как подготовка приема и его проведение требуют времени, при этом не трудно разгадать намерение атакующего. Поэтому большинство мастеров имеют одну общую особенность, применяют так называемые комбинации атак, используя подготовительные и завершающие приемы, проведение которых подчинено единой тактической цели.
Под тактической подготовкой понимается рациональное использование тактических действий с целью создания благоприятных условий для проведения задуманного приема.
Этапность обучения двигательным действиям.
В основе двигательного умения лежит знание о движении, предварительный двигательный опыт. В процессе многократных повторений двигательные действия становятся привычными и координированными. Умения переходят в двигательные навыки. Движения происходят как бы автоматически, без направленной концентрации внимания на деталях. Знание основных закономерностей формирования двигательного умения, совершенствование двигательных действий существенно ускоряет овладение новыми движениями, формирует прочные двигательные навыки.
Процесс овладения новым движением происходит в три этапа:
1. Ознакомление с новым движением.
2. Формирование двигательного умения.
3. Формирование и совершенствование двигательного навыка.
На этапе ознакомления с новым движением, занимающийся слушает объяснение тренера, просматривает демонстрацию движения. После чего делает первую попытку выполнить новый элемент в общих чертах, при этом выполняя элемент полностью или по частям. Важной особенность тренировки на этом этапе является правильное выполнение техники. Для этого важно акцентировать внимание занимающегося на ключевых моментах («опорных точках») приема или движения. Например, при отработке прямого удара кулаком, занимающийся акцентирует внимание на важных «опорных точках»: кулак, плечи, взаимодействии двух рук, работе корпуса, направлении взгляда.
На этапе формирования двигательного умения путем многократных повторений технические приемы доводят до совершенной формы. Широко используется целостный способ выполнения упражнения с избирательной отработкой отдельных деталей.
На этапе формирования и совершенствования двигательного навыка приемы отрабатываются в реальных и даже усложненных условиях. Это самый длительный этап подготовки.
Соревнования.
Очень важной составляющей учебно-тренировочного процесса являются соревнования. Неслучайно говорят, что настоящий рост мастерства спортсмена происходит на соревнованиях. Смена противников, т.е. постоянное изменение условий, в которых единоборец совершенствует технические действия, является самым эффективным средством для роста спортивного мастерства.
Аттестации.
В боевых искусствах широко используются нормативные способы количественной постановки задач и оценки результатов их выполнения. Каждый удар, прием, бросок имеет свое контрольно-оценочное значение. По выполнению либо недовыполнению различных технических элементов можно судить о том, как идет реализация поставленных задач, какова эффективность средств и методов, насколько удалось повлиять на динамику роста технического мастерства и двигательных способностей.
Неслучайно, в боевых искусствах, которые являются сложнокоординационными видами спорта, особое внимание уделяется разработке и внедрению нормативов для аттестации на пояса.
Тренировка в УШУ. Основы мастерства.
Тренировки в УШУ строятся на основе понимания цели, которую ставит перед собой занимающийся. Принято считать, что это может быть оздоровительная, спортивная или боевая направленность, что каждая из этих составляющих имеет свои средства и методы для ее достижения. Есть и другой подход в понимании тренировки в УШУ.
Особенности тренировок и соревнований в дзюдо, самбо, шуайцзяо.
На протяжении развития всей истории развития человеческого общества борьба служила универсальным средством физического воспитания человека и подготовки его к трудовой и военной деятельности. Постепенно происходило осмысливание и формирование технических действий, характер и особенности во многом зависили от условий образа жизни и традиций разных народов. Мы рассмотрим три вида борьбы получивших известность и популярность во всем мире. Это японская борьба «Дзюдо», китайская борьба «Шуайцзяо», и борьба сложившаяся из национальных видов борьбы СССР «Самбо».
Тренировки в каратэ.
Каратэ это одно из старейших боевых искусств на земле. Оно зародилось на острове Окинава путем смешения приемов китайского ушу и приемов местной борьбы.
Особую актуальность каратэ получило после захвата Окинавы Японией и введения запрета на ношение оружия местным жителям. Первоначально каратэ так и называлось-"китайская рука". Отцом современного каратэ является Гитин Фунакоси, который в начале 20-го века приехал из Окинавы в Токио, где и провел первую демонстрацию каратэ.
Тренировки в тхэквондо.
Из всех видов корейских боевых искусств наиболее известно тхэковондо.
Тхэквондо - это боевое искусство, возникшее как совокупность древних видов корейских единоборств. По-корейски Тхэквондо означает " Путь ноги и руки ". Характерной особенностью Тхэквондо является широкое применение ударов ногами, а также ударов ногами и руками в прыжках. Этот вид боевых искусств опирается на тысячелетний опыт традиционных боевых искусств, и при этом использует все лучшее, что было создано современной наукой.
На протяжении многолетней истории развития боевых искусств, на основе глубокого анализа и проверки на практике была проведена огромная работа по оптимизации выполнения движений и технических действий, накоплен богатейший опыт в области биомеханики движения. И это не просто особенности или манера выполнения или общая культура движения присущая каждому виду, а важные принципы и закономерности, рациональная и продуманная структура построения движения, а также способы подготовки, с целью увеличения двигательных возможностей при использовании боевых приемов. Важно понимание этой уникальной возможности на пути изучения боевых искусств.